ua / en

Кононова К.Ю. Моделирование эволюционных процессов в интернет-пространстве

Цифровая цивилизация, в которую мы сейчас вступаем, – нечто большее, чем просто интернет, с его блогами, электронными письмами, видеосвязью и прочими сервисами. Это интеллектуальная среда, полтора миллиарда пользователей, обладающих собственными средствами производства – персональными компьютерами, каждый из которых по-своему перепрограммирует информационное пространство [1]. И поскольку в интернет никогда не было общего планирования развития, он является прецедентом самоорганизации коллективного разума, его пространство развивается по законам эволюции как глобальный метаорганизм и требует для своего исследования соответствующего инструментария.

Такой инструментарий предоставляет эволюционная экономика. В методологическом плане эта теория выступает альтернативой неоклассической ортодоксии, причем именно по тем направлениям, которые особенно значимы с точки зрения исследования процессов, связанных с самоорганизацией, появлением и распространением новой информации.
Если суммировать существующие представления об эволюционных процессах, то можно сказать, что речь идет о процессах динамических, спонтанных, необратимых, в которых явления одного уровня являются следствием взаимодействий, происходящих на других уровнях (более низких).

Для исследования динамики интернет-пространства нами предлагается укрупнено выделить 3 уровня его организации: 1) уровень сервисов интернет, 2) уровень компаний, предоставляющих те или иные сервисы и 3) уровень пользователей.
На уровне интернет-сервисов остановимся на моделировании процессов возникновения новых форм организации данных и методов обработки составляющих их информационных объектов. Здесь предполагается, что т.к. изменения происходят или вследствие развития науки в целом, или нововведений на смежных рынках технологий, источник динамических изменений появляется в виде импульсов извне отрасли.

На втором уровне в моделировании нуждаются процессы межфирменного взаимодействия, динамика которых напрямую зависит как от технологического уровня компаний (вследствие взаимодействия с вышестоящим уровнем), так и от числа пользователей, уже освоивших данный сервис (взаимодействие с нижестоящим уровнем).

Для моделирования процессов на третьем – пользовательском уровне весьма удобным инструментом эволюционной экономики представляется «популяционное мышление», т.е. рассмотрение совокупности взаимодействующих гетерогенных единиц, сохраняющих разнообразие и характеризующихся распределением некоторых свойств. Именно на данном уровне наблюдаются процессы стихийной самоорганизации автономных агентов, не имеющих общей (привнесенной извне) цели, но движимые исключительно стремлением сохранить и распространить собственную информацию.
Для описания такой трехуровневой информационной системы может быть использован инструментарий экономической динамики.

Однако, т.к. число переменных, нуждающихся в описании на выделенных уровнях достаточно велико и исследовать свойства такой многомерной системы сложно, она нуждается в редукции, основанной на временной иерархии процессов [2]. Действительно,  между выделенными уровнями наблюдается упорядоченность по скорости протекания процессов: к медленным следует отнести соотношения, описывающие появление новых сервисов и внедрение инноваций в рамках существующих; к процессам средней скорости – взаимодействие между компаниями, предлагающими те или иные сервисы; к быстрым – соотношения, описывающие динамику популяции пользователей, ее вкусов и предпочтений.

В результате исследования специфицированной для анализа интернет-пространства модели был получен нетривиальный результат, состоящий в том, что даже не обладая существенными  априорными преимуществами, а лишь вследствие самоорганизации пользователей та или иная компания может вытеснить все остальные, и только при определенном сочетании параметров (когда интенсивность переходов пользователей между компаниями ниже скорости их ухода в пассивное состояние) в динамике возможно равновесное сосуществование различных интернет-компаний.

Полученный вывод согласуется с идеями эволюционного отбора и свидетельствует о перспективности использования эволюционного подхода для моделирования интернет-пространства.

Литература
1. Литвинова И. Интернет станет живым - http://kommersant.ru/
2. Чернавский Д.С. Синергетика и информация: Динамическая теория информации. М.: Книжный дом «Либроком», 2009

« назад